ПОСОЛОДИНО

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Псковская епархия

Приход храма Входа Господня в Иерусалим

История прихода

Входоиерусалимский храм, что сейчас находится в с. Посолодино, построен в 1896-1901 священником Петром Кулигиным и его сыном священномучеником протоиереем Николаем Кулигиным по проекту гражданского инженера С. Андреева и, как гласит надпись на проекте, «В память в Бозе почившего императора Александра III». Подготовка к строительству началась с 1888 г. Закладка храма была проведена 27 августа 1896 г., а освящён храм 30 июля 1901 г. епископом Нарвским Никоном (Софийским).

В древности в этом месте находился пещерный Посолотин мужской монастырь, который был отделен от села крутыми оврагами. Первые летописные упоминания о пещерном мужском монас­тыре относятся к 1570-1571 гг. (XVI век). В монастыре были две церкви: одна каменная Успения Пресвятой Богородицы в располагавшаяся в горе, в пещере , другая — деревянная, во имя свят. Николая Чудотворца. В монастыре, в девяти кельях, жили игумен Пимен и 12 старцев.

В писцовых книгах 1581-1582 гг. говорится: «В Хмерском же погосте Посолотин монастырь Новые Печеры на речке на Черной, выжгли литов­ские люди». Но и после разорения монастырь существовал, с дву­мя церквами: деревянной — во имя свят. Николая и камен­ной Успения Пресвятой Богородицы,последнее упоминание о ней  в новгородском архиве ( ГАНО) 1731-1733 гг.

Церковь свят. Николая сгорела в феврале 1736 г. на сырной неделе. Служба продолжалась в каменной церкви, с 1739 г. упоминается в архивах как Покровская. В 1745 году на месте сгоревшей Никольской была построена новая деревянная церковь, освящен­ная во имя Входа Господня в Иеру­салим с приделами Пресвятой Богородицы Одигитрии и свят. Николая Чудотворца. Инициатором ее возведения был строитель монастыря иеромонах Феофилакт.

В 1764 г., с учреждением мо­настырских штатов Императрицей Екатериной II, обитель была упразд­нена, имущество монастыря было передано в Черменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь, а деревянная Входоиерусалимская церковь стала приходской. В церковной ограде, под крутым оврагом,  сохранились ос­татки древней каменной колокольни с  кельей, под ко­торой есть каменный сводообразный вход к источнику, находящемуся в пещере, где, по преданию, явилась Чудотворная икона » Споручицы Богородицы Одигитрии».  С 1786 г. церковь стала  относиться к Лужскому уезду С.-Петербургской губернии.  Из отчёта в С.-Петербургскую епархию о  старой деревянной Входоиерусалимской церкви села Посолодино, составленным  её настоятелем священником Петром Кулигиным 28 апреля 1884 г. известно,что в храме были достопримечательности: 1) сребропозлащенный киот с частицами мощей: Германа и Варсонофия Казанского, мученика Василия, Иоанна Новгородского, архидиакона Стефана и митрополита Ионы; 2) чудотворная икона Тихвинской Божией Матери со следующей надписью:«сия Чудотворная икона Споручицы Богородицы Одигитрии новых пещер Посолотина монас­тыря Новгородской области. А обложен бысть сей образ благословением перваго архиепископа Иоакима Псковского и Изборского, в лето 1626 г., после немецко-литовского разорения, при державе Государя и царя Великаго князя Михаила Феодоровича всея России Самодержца». На иконе изображены: Святая Троица, Вознесение Божией Матери на небо, Рождество и Покров Пресвятой Богородицы и четыре Евангелиста. Икона уважается прихожанами и посторонними богомольцами. Прихожане уверяют, что их поля никогда не страдали от градобитий и приписывают это милости, исходящей от св. иконы; 3) Евангелие в лист ( Москва 1657 августа 29-го),поставленное на 1 месте в описи  1741 г.; 4) Евангелие праздничное ( Москва 1753),с след. надписью: «сие святое напрестольное Евангелие Шелонской пятины,залесской половины,Посолотина монастыря, куплено  в Москве на казенные деньги,1758 г. марта дня,при строителе того монастыря Иеромонахе Гаврииле» ; 5) Евангелие вседневное ( М., 1753), пожертвованное в 1754 г. генералом-майором  Симеоном Ивановичем Мордвиновым; 6) Колокол в 33 пуда 12 фунтов с надписью: » 1799 марта 12-го дня колокол в Лужский уезд, в бывший уничтоженный Посолотинский монастырь»;  7) Колокол в 11 пудов с надписью: Anno 1638 nile ivan Cosmich. Zilber. Как показали архивные поиски,в этом отчёте много неточностей: частицы мощей архидиакона Стефана в храме не было. 7) Колокол  1 1|2 пуда  с надписью: M*KORDT*KLEIMAN*GOS*MICN*ZV*LVBEK*ANNO*1*6*3*8*,который сохранился и до ныне, и др. неточности.  После освящения нового каменного храма Входа Господня в Иерусалим, старая деревянная Входоиерусалимская церковь стала именоваться Покровской.

С 1903-1931 гг. в храме Входа Господня в Иерусалим с. Посолодино служил протоиерей Алексий Константинович Вознесенский (1879-1945). После него настоятелем храма был священник Василий Федорович Смирнов (1890 — 1937) , арестованный в с.Посолодино 11 ноября 1937 г. , 25 ноября 1937г. приговорен  к расстрелу. 3 декабря 1937 г. в Ленинградской области приговор был приведен в исполнение.  Храм в Посолодино был закрыт в 1937 г. Во время немецкой оккупации иногда совершались службы в самой церкви приезжающим протоиереем псковской миссии Феодором Михайловым, народ также ходил молиться в пещеры: на Богородичный источник и на «Федосеев ключок», располагавшийся на берегу реки Черной, выше села.